Номер 19 http://www.cityline.ru/vi/ 11 января 1997 г.



Предыдущие номера:

0. Заглавная страница/vi/index.html">
1. Поспорим о вкусах?/vi/24dec1996.htm">
2. Даешь коммуникатор!/vi/25dec1996.htm">
3. Дела юбилейные/vi/26dec1996.htm">
4. Откуда что берется/vi/27dec1996.htm">
5. Страшный вирус-I/vi/28dec1996.htm">
6. Страшный вирус-II/vi/29dec1996.htm">
7. Страшный вирус-III/vi/30dec1996.htm">
8. Новый Год на линии/vi/31dec1996.htm">
9. Новогодние ресурсы/vi/01jan1997.htm">
10. Гуттенберг-97/vi/02jan1997.htm">
11. Провайдер на завтра/vi/03jan1997.htm">
12. После написанного/vi/04jan1997.htm">
13. Протокол общения/vi/05jan1997.htm">
14. IRC: технология/vi/06jan1997.htm">
15. Где деньги лежат/vi/07jan1997.htm">
16. Фруктовые фанаты/vi/08jan1997.htm">
17. Фруктовые фанаты-2/vi/09jan1997.htm">
18. Соло на ММХ-200/vi/10jan1997.htm">


Заметка девятнадцатая
ИЗ ПЕРЕПИСКИ

Несколько предыдущих заметок - о Макинтошах, наличных деньгах 1997 года и идиотах, плодящих почтовый мусор, вызвали широкий читательский резонанс и отклики самого разнообразного содержания со всех концов планеты, откуда только заглядывают посетители на сайт нашей рубрики. Не прошло еще и месяца со времени первого появления "Вечернего Интернета" в Сети, а уже на многих серверах и страницах по обе стороны Атлантики и экватора возникли на нас ссылки и сноски. Читательское внимание и интерес к рубрике, естественно, радуют. Но они накладывают на нас - автора, дизайнера и публикатора рубрики - немалую меру ответственности. Читательская почта содержит массу ценных идей, замечаний, предложений, каждое из которых рассматривается и, при наличии такой возможности, реализуется. Критические замечания и уточнения тоже обязывают нас публиковать поправки. По сути дела, рубрика наша сегодня является продуктом совместного творчества автора и читателей, а в будущем эта тенденция к интерактивному соавторству будет еще усиливаться - независимо от того, как скоро мы опубликуем адрес давно уже обещанной читателю гостевой книги Вечернего Интернета.

Взаимодействие читателей и писателей в любом периодическом издании - процесс столь же неизбежный, сколь и неоднозначный. С одной стороны, рубрика, не ориентированная на читателя, выглядела бы несколько странно, и ее URL довольно скоро зарос бы паутиной с большой и маленькой буквы. С другой стороны, басня Крылова о слоне-живописце изображает вполне реальную, жизненную ситуацию. Невозможно одновременно угодить на все вкусы, встать сразу на все разнообразные и зачастую взаимоисключающие точки зрения. Впрочем, до сих пор нам худо бедно удавалось балансировать между дешевым популизмом или персональной пикировкой с читателем и загробным элитаризмом слепоглухонемой к читательским интересам публицистики. Кажется, до сих пор не было у нас ни одной темы, которая не вызвала бы живых откликов. И многие из них, безусловно, заслуживают опубликования.

Один из таких откликов, пришедший сегодня - от читателя, который не уполномачивал нас публиковать его обратный адрес - был посвящен защите майкрософтовской программы FrontPage97, на которую мы давеча довольно немилосердно наехали. Публикуем это письмо полностью, за вычетом подписи:

Здравствуйте Антон!

Прочитал вашу статью за номером 15 под заголовком "Где деньги лежат". В ней вы рассматриваете перспективные технологии "на следующий год" и в частности одну из них вы озаглавили как "Интернет - для чайников!". В ней вы говорите, что широко распространяется разработка продуктов специально для администрирования и разработки сайтов для "чайников". Я подошел бы к этому вопросу с другой стороны. Удобные средства разработки используются в первую очередь профессионалами и продвинутыми пользователями. Количество информации для размещения в Интернете растет с огромной скоростью. Производительность простого пользователя с FrontPage 97 во много раз больше чем у специалиста, знающего досканально HTML, и делающего страницы в ручную. С другой стороны я как начальник, не должен бегать с выпученными глазами, если у меня накрылся сервер, а мой "UNIXовый гуру" заболел. "Поднять" сервер должен уметь продвинутый пользователь, а не его превосходительство из клана UNIXоидов. Производительные "Черные ящики" сейчас никому не нужны. Как говорится, отсутствие информации порождает стресс. Поэтому и разрабатываются системы, простые в администрировании. И это нужно с экономической точки зрения.

С уважением - подпись

На первый взгляд может показаться, что речь в этом письме идет о конкретном узко прикладном вопросе - технологии создания HTML документов, проще говоря - домашних страниц. На самом деле, вопрос, поднятый автором письма, много глубже и интереснее, чем просто спор о пригодности Microsoft FrontPage для создания документов HTML. Речь скорее о том, в какой степени может человек - будь то в Интернете или в любом другом виде компьютерной деятельности - абстрагироваться от понимания азов своей работы.

По моему глубокому убеждению, компьютерные системы обречены упрощаться; простота в управлении является одним из важнейших достоинств пользовательского интерфейса и операционной системы в целом. UNIXоиды, гордящиеся недоступностью простейших функций их любимой операционной системы для "простого смертного", на мой взгляд, обнаруживают элементарное непонимание того, что в компьютере важно, а что вторично. Вызубривание наизусть таких команд на собачьем языке, как ln, ls, grep, ps -aux и т.д. (к тому же варьирующих от системы к системе) - занятие, мягко говоря, бессмысленное с точки зрения конечного результата, и гордиться тут нечем. Если бы во всех компьютерах на свете, в любых операционных системах, команда просмотра списка файлов выглядела одинаково, и была бы доступна интуитивному угадыванию, исходя просто из английской лексики, ни одна операционная система от этого не пострадала бы. Наоборот, это избавило бы многих пользователей от повинности вызубривать набор команд компьютера как еще один иностранный язык...

Для меня аксиомой является утверждение о том, что дружественность компьютера к пользователю является достоинством машины, а враждебность - недостатком (уважаю особое мнение по этому поводу UNIXоидов, но встать на их точку зрения не могу). При этом следует отметить, что всему есть свой предел. И дружеская услуга, при определенной степени передозировки, легко может перерасти в медвежью. На сей счет вспоминается такой, например, прелестный анекдот:

Прохожий видит, как по ступеням дорогого американского отеля поднимается, выйдя из лимузина, светская дама в соболях, а следом за ней слуга-негр несет на руках десятилетнего мальчика.

- Какое горе, - с сочувствием восклицает прохожий, - Ваш ребенок не умеет ходить!

- Конечно, умеет! - с негодованием откликается дама, - Слава Богу, он избавлен от такой необходимости!

Применительно уже к компьютерам один автор заметил, комментируя навязчивую рекламу программ, для пользования которыми "не надо ничего знать и уметь": вообразите себе рекламу автомобиля, для управления которым не нужно ни водительских прав, ни навыков вождения!

От мысли этой не стоит отмахиваться, как от досужей шутки парадоксалистов: есть предел упрощения пользовательского интерфейса, и этот предел - невымышленный. Можно, безусловно, пользоваться файловой системой, не подозревая о существовании в природе файлов. Можно осуществлять функции копирования, стирания, переименования файлов, не понимая, в чем смысл этих действий. Можно даже не знать, чем жесткий диск отличается от операционной памяти, и что стирается при выключении компьютера, а что сохраняется... Есть масса вещей, которые пользователь может не знать. Но нетрудно понять, что в проигрыше от незнания этих вещей будет сам пользователь, решивший поэкономить серое вещество на знакомстве с азами собственной работы. Рано или поздно из-за такого непонимания он попадет в ситуацию потери или стирания важной информации - просто из-за того, что в свое время он поленился посвятить три-четыре минуты знакомству с мерами предосторожности. Он даже не поймет, за что ему такая напасть - и, возможно, даже не догадается, что источником всех его неприятностей с компьютером явилась чрезмерная "дружественность" программ, оградивших его от понимания весьма важных вещей.

Все сказанное в полной мере относится к Microsoft FrontPage - программе, обещающей освободить создателя документов HTML от необходимости знать смысл слова HTML, или понимать принцип действия гипертекста. Кстати сказать, страшно заблуждается читатель, полагающий, что создание документов с помощью FrontPage происходит быстрее, чем с помощью хорошего редактора HTML. Быстрота операций присуща FrontPage только до тех пор, пока речь идет об операциях с линейными текстовыми блоками. Шаг влево, шаг в право, чуть-чуть усложним задачу по сравнению с тем минимумом функций, которые предусмотрели майкрософтовские программисты - и мы можем провести много часов, пытаясь наугад подогнать условный внешний вид соотношения текста и картинки, которое "вручную" пишется за считанные секунды. А самое страшное состоит в том, что документы, созданные слепым способом в Microsoft FrontPage, совершенно непригодны для последующего чтения и правки. Вместо того, чтобы позже внести в эти документы гипертекстовые изменения, зачастую проще переписать их заново (автору этих строк приходилось делать это неоднократно).

Определить, где проходит граница между дружественностью программы и смирительной рубашкой для пользователя - не так-то просто. И применительно к каждому отдельному случаю (включая сюда и случай FrontPage) каждый пользователь решает эти вопросы для себя. Вопрос о выборе программного обеспечения для абсолютного большинства домашних пользователей навсегда остается делом вкуса. Мы можем по этому поводу лишь заметить, что нет абсолютных решений - ни абсолютной простоты, ни абсолютной дружественности. И чем легче бывает порой совершать поступки, смысл которых мы до конца не осознаем, тем труднее бывает подчас исправлять их последствия...


Copyright © 1997 Cityline Ltd.
Copyright © 1997 Антон Носик
Дизайн - Арт. Лебедев