Паравозов-News v3: выпуск 11apr00

парадокс цены качества аудитории
Интересные получаются выводы, если класть конец мифу о скором конце глиняноногого колосса хайтечных компаний на американских фондовых рынках. Тут история вот какая. Все видят, что вот оно - акции компаний, которые ничего не зарабатывают, растут и растут. Такие американские ГКО - невыгодно и бессмысленно вкладывать деньги в реальные дела, когда тут вот есть такая чудная пирамидка, в которую вкладывать гораздо выгоднее. Однако, говорят трезвенники и скептики, она рано или поздно рухнет. Буквально вот-вот сейчас же. Уже накренилась практически. Однако время идет, и, вопреки прогнозам понятной логики, ничего не падает. Отчего так?

\nНа самом деле есть простая модель. Уже не помнится откуда, но где-то в перестроечные еще времена говорилось, что у проклятых капиталистов такая высокая производительность труда, что все больше и больше людей из производства переходят в сферу обслуживания, в сервис различного рода. То есть вся их деятельность ничего глобально не дает, а только лишь улучшает жизнь других людей, и, главное, занимает время сервисодателей. Ну то есть по сути делать им нечего (на заводах и без того все сотворят длинные руки роботов), но заниматься чем-то надо обязательно, чтобы не шлялись в депрессии без дела по улице, не били стекла, не хулиганили, не потребляли наркотики и алкоголь сверх гигиенической меры. В принципе, потребление наркотиков и алкоголя с целью убиения освобожденного роботами времени было бы вполне адекватным способом, но при этом разрушается здоровье, общество становится менее управляемо, и морально-культурно-образовательный уровень падает настолько, что уже некому станет лечить роботов. Отсюда - сервис.

\nЧто же происходит теперь? Во-первых, понятно, вся компьютерная промышленность - сама по себе сервис. Во-вторых, она, сама по себе быстро удешевляясь, все круче повышает производительность труда. Но это все ерунда. Важно другое. То, что в-третьих, в-главных, Интернет стал нехимическим способом занятия времени людей. Ведь при всех своих недостатках вышеописанные наркотики и алкоголь чем были предпочтительнее сервисных служб? Тем, что на организацию рабочих мест тоже нужны деньги, силы и ресурсы. Грубо говоря, чтобы посадить чистильщика сапог, нужно ему соорудить сначала табуретку. А это, в общем, невыгодно. Потому что производительность, конечно, растет, но задача ее развития состоит не в том, чтобы создать производству надуманное поле деятельности, а чтобы убрать людей, которые под ногами путаются. Следовательно, задача состояла в том, чтобы найти способ так отвлечь людей, чтобы они а) не требовали бы рабочих мест б) не разрушали бы физическое и морально здоровье цивилизации. Таким способом стал Интернет!

Миллионы людей убивают в нем время, местами думая, что они работают. В скажете, что компьютер будет подороже табуретки для чистильщика сапог. Но это не так. Ведь табуретки всем нужны разные. А компьютер - штука универсальная, и все нужнен примерно одинаковый. Следовательно, при таких объемах и производство его может оказаться дешевле табуретки. Так что Интернет - то самое решение способа занять людей. А интернет-компании ценны не деньгами, которые они кассировали, а количеством времени, которое смогли поглотить. Больше аудитория, больше времени она проводит на сайтах - больше цена и важность компании. И никаких обвалов рынка в этой связи быть не может. Просто вместо производства материальных ценностей на первый план по важности выходит поглощение освобожденного времени населения. Формально это время считается по объемам рекламы, которую сайты должны продавать. Ясно, что никто ее в таких объемах наверное и не купит (хотя как знать). Но это и не надо - потому что реклама в данном контексте не двигатель торговли, а сертификат, что пользователем было потрачено указанное время. Но из этого следует один забавный вывод - что реклама должна быть наиболее дорогой не на тех сайтах, где богатая, умная и образованная аудитория, а наоборот - там, где самые тупые, бессмысленные и аггресивные представители населения.

Впрочем, это все либо описано уже в умных книжках, либо полный бред - решайте сами. Ну и для стран второго, третьего и прочих миров - для них тоже не все так просто. Для нас, например.


www.paravozov.ru
Back to ПN-IIIThis page is an archived copy on Gagin.ru personal site



This is an archived page on Gagin.ru