Памятка для начинающих инноваторов

Этот текст был частично написан, частично скомпилирован в рамках работы в агентстве Promo Interactive — мы делали кампанию для IdeasPlanet.org, где по прохождению викторины «Что вы могли бы изобрести» пользователь мог загрузить электронную брошюру для «инноваторов» (она была на трех языках, в версиях для компьютера и телефона). Эти сервисы на сайте уже не работают, а мой дайджест про инновационную работу был неплох и может быть интересен. Это одна из рабочих версий, до редакторской правки и корректуры, приношу извинения за ошибки любого сорта.

Когда-то достаточно было рычага, чтобы перевернуть мир. Теперь для этого нужно быть если не гением, то хотя бы многосторонним специалистом. Чтобы создать и довести до людей инновационную технологию, вам надо не только изобретать. Надо еще знать, как организовать и вести проект, как выходить из творческих тупиков и что вообще важно, а что нет.
Более того, всякий инноватор должен совместить в себе два противоположных начала: творческое и менеджерское. Вот памятка для двух твоих сторон:

Менеджеру

Создавать ли свою компанию

В эру высоких технологий, когда с нуля за считанные годы вырастают миллиардные компании, кажется, что нужно обязательно начать свое дело. Однако нужно реалистично относиться к такой перспективе и понимать, какими личными качествами надо обладать, какие ситуации бывают выигрышными, и каких ошибок следует избежать. В конце концов, на один успешный проект приходятся тысячи провальных. Более того, даже создатели успешных предприятий далеко не всегда достигают успеха с первого раза. У тебя может не получиться — надо быть к этому готовым, не опускать руки, учиться на своем опыте и пробовать еще. Если «выстрелит» один из семи проектов — это уже неплохой результат. Чтобы преуспеть, нужно четко понимать свою стратегию, и при этом не ошибаться в тактических решениях.
Главный залог успеха — твои личные качества. Все ли у тебя есть, чтобы перевернуть горы самостоятельно?

  1. Мотивация и энергия. Если ты вспыльчив, да отходчив — хватит ли у тебя запала довести дело до конца? Это ведь долгий и непростой процесс.
  2. Правильное отношение к неудачам. Нельзя ожидать поражения, надо рассчитывать на успех. При этом если ничего не вышло — не паникуй, не опускай руки, не теряй веру в себя. Получи максимум опыта. Преврати неудачу в успех, сделав ее ступенькой к победе.
  3. Спокойствие. Азарт — это здорово, но он должен быть спортивным, а не игровым. Даже если все идет здорово, не теряй голову, не рискуй попусту, будь готов к резкому повороту обстоятельств. Помни, что ты не самый умный, учись у тех, кто мудрее тебя.
  4. Работоспособность. Работать придется много, про отпуск надо будет договариваться с самим собой. Ты правда хочешь работать по 18 часов в день? Запустить механизм работы компании, который работал бы сам — прекрасная идея. Жалко, что фантастическая.
  5. Ответственность. Рано или поздно у тебя появятся сотрудники. От тебя будет зависеть не только их заработок, но и карьера, и в какой-то степени — судьба. Ты готов к этому? Тебе приходилось уже увольнять кого-нибудь? Принимать жесткие решения, вопреки личным отношениям и жалости?
  6. Организованность. Держать в голове разные дела — непросто. На все времени будет не хватать. Постоянный стресс от ощущения нерешенных срочных проблем и упущенных возможностей — почти неизбежен. Научить справляться с валом задач. Научись, например, работать по методике Getting Things Done Дэвида Аллена, о которой мы расскажем в этой памятке.
  7. Командные умения. Умение выбирать правильных людей, делегировать задачи и исправлять их ошибки. Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Этот принцип совершенно верен, жалко, что воспользоваться им невозможно: самому все никогда не сделать. Поэтому задачи придется делегировать — и они будут делаться недостаточно хорошо. Поэтому надо уметь выбирать правильных людей, уметь объяснять им задачу так, чтобы они поняли. Впрочем, сотрудники так или иначе все перепутают, не увидят очевидного, и сделают что-нибудь не так. Мало того, что они будут тупить, так еще и все «продинамят», а потом станут смотреть потом своими честными глазами, словно сделали все, что могли. Будь готов, что всех сотрудников нужно будет постоянно контролировать. Как в армии по уставу командир обязан не только дать команду, но и проконтролировать ее выполнение, — так и в бизнесе. Почувствуй себя сержантом.
  8. Возраст. Это может показаться дискриминацией, но в реальности совсем молодым людям приходится чрезвычайно сложно. Условная граница — 23 года. Исключения есть, они известны, но их — немного. Во-первых, желательно таки получить образование, и успеть пару лет поработать в существующем бизнесе, чтобы почувствовать, как это устроено изнутри. Кроме того, и инвесторы, и партнеры не примут студента всерьез. А без них вряд ли можно обойтись — об этом дальше.

Типичные ошибки стартапов

  1. Недооценка важности маркетинга. Маркетинг — это не только реклама. Это — часть стратегии компании, понимание своего места на рынке, ценности вашего продукта для потребителя. Можно сделать гениальный сервис или устройство, но не менее важно донести информацию об этом потенциальных потребителей, убедить их, показать достоинства. Люди не захотят слушать. Они не будут понимать. Эта проблема как минимум столь же сложна, как и создание самого продукта.
  2. Недооценка конкурентов. Если вам кажется, что у вас уникальная, неожиданная идея, которая несомненно сработает — подумайте дважды. Изучите рынок. У пословицы «Great minds think alike» (великие умы думают похоже) есть другая сторона — если к вам пришла идея, значит она витала в воздухе. Если что-то перспективное не сделано, то возможно на это есть серьезные причины, которые будут проблемой и для вас. В противном случае — это либо кто-то уже делает, либо начинает в тот же момент, либо скоро начнет. Если вы хороши, это не значит, что кто-то не сможет быть лучше.
  3. Недостаток инвестиций. Не надо рассчитывать, что все удастся сделать «на коленке», самостоятельно, по дружбе и из подручных материалов. Все сложнее. Нужны деньги, потому что, как правило, проще заплатить, чем сделать самостоятельно. Лучше нанять профессионалов, чем студентов. И мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Все равно потом придется покупать качественные, когда дешевка подведет.
  4. Избыток инвестиций. Все, кто работал с излишне щедрыми инвесторами, знают, как это вредно. Сытое брюхо к ученью глухо. Прогресс двигают голодные. Лишние инвестиции сбивают фокус, стимулируют не думать, а использовать грубую силу. Это не работает. Кроме того, есть множество примеров, когда инвесторы встревают в управление бизнесом, когда он начинает быстро расти, и тогда рост прекращается: они ведь специалисты в финансах, а не в этой тематической области.
  5. Вера в партнеров. Создателям новых бизнесов часто кажется, что они стартуют в чистом поле, и важно, как компания будет устроена внутри, а также как она будет взаимодействовать с рынком. Но это — лишь идеальная модель. На практике придется работать со множеством партнеров, и от взаимодействия с ними зависит слишком много. При этом серьезной ошибкой было бы верить, что если договор подписан, то все будет сделано, как указано.

Вкратце, вот что важно: идея, люди, партнеры, найти инвестиции, не растратить их.

Законы маркетинга

Есть много гуру маркетинга с прекрасными, впечатляющими моделями. Их полезно читать и слушать как минимум для того, чтобы взбодриться и дать почву фантазии. Впрочем, в этих теориях, построенных на наблюдениях за рынком и опыте, есть много общего.

  1. УТП. Уникальное торговое предложение. Ваш продукт или услуга должны иметь что-то такое, что отличает его от всех остальных.
  2. Фокус. У американцев Райса и Траута есть тонкая брошюрка, которая называется «22 непреложных закона маркетинга». Они рассказывают там, что успеха добивается только та компания, которая приходит в свою нишу первой и связывает себя с определенными словами в голове потребителя. Потом приходит вторая и обслуживает всех тех, кому почему-то не нравится первая. Остальным остаются крохи. Поэтому если в нише уже есть два крупных игрока — ищите новую. Возможно, она будет более узким сектором существующей. Чей продукт лучший — неважно. Главное, чтобы компания была первой. А продукту достаточно быть просто хорошим. Правда, когда говорится «приходит первым» — имеется в виду не тот, кто первый сделал, а тот, кто первый оказался в голове у потребителя.
  3. Ориентация на потребителя. Вопрос «зачем им это?» кажется дурацким, банальным, риторическим. Тем не менее, есть успешные предприниматели, которые считают, что именно эти три слова — главное в их успехе.

Правда, надо понимать, что эти уроки относятся в основном к массовому потребительскому бизнесу, а есть еще много областей, где все устроено иначе, где работают другие механизмы.

Работа с проектами

Мы советуем руководителю нового технологического проекта прочитать статьи Игоря Ашманова на сайте ashmanov.com. Он описывает в них основные подводные камни, с которыми приходится сталкиваться при работе с программистами, и как вообще устроены «айтишные» проекты. В частности, Ашманов подчеркивает, что не бывает технических проблем. Бывают только человеческие, то есть организационные. Программирование — не какой-то особенный бизнес, основные принципы здесь те же, что и везде. И успех обеспечивают не инженеры, а менеджеры. Программисты будут утверждать, что процесс — творческий и непредсказуемый, но при этом названные ими сроки будут нереальными, ибо разработчики страдают врожденным оптимизмом. При этом они стремятся сделать глобальное, настраиваемое, красивое и правильное решение. Важно избежать этого. Надо решить задачи самым простым способом. Улучшать, планировать, готовить среду можно бесконечно. При этом у программистов — творческие, авторские приоритеты: интерес, гонорары, известность. У бизнеса же другие цели — получить в срок продаваемый продукт.

Управление проектами — большая наука. Но есть принципы, применимые для простых, компактных проектов, где человеческие ситуации важнее масштабируемости. Люди решают все, залог успеха — в передаче ответственности им, причем ответственность передается при принятии решений.
Как запустить проект? У запуска должна быть формальная процедура, которую необходимо выполнить: ответственное лицо принимает решение об инициации проекта, пишется обоснование и оценка затрат, назначается руководитель проекта и принимается решение о запуске работ. Да-да, ответственные лица принимают решение о старте дважды: сперва о рассмотрении идеи, затем о начале работ, а затем ответственность передается руководителю, который у проекта должен быть один. Тогда руководитель пишет план, а начальство его принимает и выделяет ресурсы. Все эти процедуры необходимы, чтобы отфильтровать только здравые и жизнеспособные идеи, и создать условия для их реализации. При этом проект мертв без энтузиаста, который горит этой идеей так, что способен пройти все эти фильтры.

При этом в плане работ сразу должны быть контрольные точки, в которых руководителем проекта пишутся отчеты по состоянию дел. В эти моменты принимаются решения — идет ли проект по плану, продолжать ли его, нужно ли что-то менять. При этом критерии должны быть описаны заранее, чтобы в контрольной точке можно было бы определенно решить, достигнуты ли запланированные на этот момент результаты. Решение в контрольных точках должно быть явным, потому что только так, корректируя по ходу, можно удержать проект от срыва.

А главное в проекте — его завершение. В этот момент официально должна передаваться ответственность другим людям, иначе проект никогда не завершится. Другое дело, что в этот момент начинается новый проект — проект поддержки.

Управление собой

Одна из самых популярных сегодня методик самоменеджмента — Getting Things Done (сокращенно — GTD), созданная американским консультантом Дэвидом Алленом. Ее особенность состоит в том, что главная задача — не сделать выполнение задач организованным и запланированным. Говорят, что при использовании GTD результативность повышается процентов на 20. Зато ощущение, что все под контролем — на 100%. Ален считает, что продуктивность понижается из-за того, что наша голова забита множеством разных проблем и вопросов, которые нас тяготят и занимают ресурсы человеческой памяти. Любое начатое и не доведенное до какого-то решения дело — это «петля» в мозгах. Поэтому Аллен предлагает методику, когда бы все поступающие вопросы сначала собирались, потом раскладывались по папочкам, затем принималось решение — что с этим все делать, а потом уже делось бы. Правда, необходимо какое-то хранилище информации, куда бы можно было «сбрасывать» списки задач — и насчет которого человек точно знает, что он вернется и просмотрит эти списки. Это — обязательное требование, потому что себя обмануть невозможно, и очистить мозги можно только если быть в самом деле уверенным, что вернешься потом к этим задачам. Тогда они не беспокоят, человек может сконцентрироваться на текущей задаче и решать ее эффективнее.

Методика GTD в подробностях занимает довольно увесистую книжку. Но вот несколько моментов, которые можно запомнить и использовать, не читая ее целиком. Во-первых, важно знать, что любая задача должна быть actionable. Если у задачи нет некоего действия, значит это — не задача, и проблему надо разобрать на решаемые части. Чтобы было понятно, что конкретно надо по ней сделать на следующем этапе. Второй момент — что если задача делается за две минуты — надо сделать ее сразу же, не откладывая и не обдумывая.

Ты не управляешь временем — оно все равно течет.
Ты не управляешь приоритетами — они у тебя есть.
Управлять можно только своими действиями.

Творцу

Советы великих

Бизнес-бизнесом, но без творчества ничего не выйдет. Возьмем, например, эскалатор. Тот, кто видел его лишь в метро, недооценивает возможности. Эксалатор поднимает людей вверх? Ерунда, в аэропортах есть горизонтальные ленты эксалаторов — чтобы не тащить чемоданы. Покупатели с тележками из супермаркета спускаются к подземной парковке на лифте? Не обязательно, можно и по экскалатору, если его сделать без ступенек, просто наклонным, полотно сделать рифленым, и у тележек колеса тоже рифленые. Подумай вот о чем:

  1. Будь максималистом, нарушай правила и доводи все до предела
    Не перегнув палку, не изобрести колесо.// Леонид Сухоруков
    You can’t invent the wheel without bending the rules. // Leonid S. Sukhorukov
  2. Представь себе, что ты — новичок
    Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие. // Альберт Эйнштейн
    Случайные открытия делают только подготовленные умы. // Блез Паскаль
  3. Неправо бывает не только большинство, но даже все и каждый
    Всякая доктрина проходит три этапа: сначала ее атакуют, объявляя абсурдной, потом допускают, что она, очевидно справедлива, но незначительна. Признают,
    наконец, ее истинную важность, и тогда ее противники оспаривают честь ее открытия. // Уильям Джеймс
  4. Не надо недооценивать простые решения
    Кот не перестает ловить мышей даже после изобретения мышеловки. // Кароль Ижиковский
    И не забудьте легенду про гордиев узел, который никто не мог распутать, а Александр Македонский просто разрубил его.
  5. Удочка лучше рыбы
    Метод важнее открытия. // Л. Д. Ландау
  6. Ошибки полезны
    Ложный шаг не раз приводил к открытию новых дорог. // Лешек Кумор
    И не забудьте, как был открыт пенецелин. Сначала он был просто плесенью на запущенной лабораторной посуде.
  7. Не ходи далеко, великое — в простом
    Многие имели ванну. Но гениально ее принял только один. // Владимир Колечицкий
  8. Не бойся делать то, что не умеешь
    Не боги горшки обжигают. Ковчег был построен любителем, профессионалы построили Титаник.
    Подумать только: грамоту выдумали неграмотные! // Лешек Кумор
  9. Эволюция надежна, но ограничена
    Совершенствуя дилижанс, можно создать совершенный дилижанс; но первоклассный автомобиль — едва ли. // Эдуард Де Боно
  10. Требуй невозможного
    Человек — существо надежды и изобретения: оба опровергают идею, что ничего нельзя изменить. // Том Клэнси
    Man is a creature of hope and invention, both of which belie the idea that things cannot be changed. // Tom Clancy
  11. Не попробовав — не проверишь
    Ужасно много времени требуется, чтобы не написать книгу. // Дуглас Адамс
    It takes an awful long time to not write a book. // Douglas Adams
    Если бы мы знали, что делаем, это бы не называлось бы исследованиями, не так ли? // Альберт Энштейн
    If we knew what we were doing, it wouldn’t be called research, would it? // Albert Einstein
  12. Используй примеры
    Секрет творчества — знать, как спрятать свои источники. // Альберт Энштейн
    The secret to creativity is knowing how to hide your sources. // Albert Einstein

Методики творческого поиска

«Обходные стратегии» // Oblique strategies
Это 128 карт с фразами, которые предназначены для нетривиального решения проблем в творческой деятельности. Идея их создания принадлежит известному английскому композитору и футурологу Брайану Ино и немецкому художнику Питеру Шмидту. Изначально «Обходные стратегии» создавались как серия побуждений, помогающих человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, отвлечься от лобового решения. Эти карты призывали осознать, что самый очевидный метод не есть самый надежный и правильный.
Один из создателей, Брайан Ино, рассказывал, что его первая карта гласила: «Уважай свою ошибку как скрытое намерение», а первой «Обходной стратегией» Питера была запись: «Было ли это ошибкой?». В результате, авторы сделали собранные фразы достоянием общественности, опубликовав их в виде колоды карт. Их используют таким образом: когда человек подходит к сложной творческой проблеме или чувствует тупик, нужно наугад вынуть любую карточку из колоды и попытаться творчески осмыслить сообщение.
Эти карты выпускались только три раза, и сейчас являются большой редкостью. Лишь изредка их модно встретить на онлайновых аукционах, где их стоимость может достигать сотен долларов. Но в Интернете есть немало сайтов с генератором «Обходных стратегий», например, на русском языке — futura.ru.
Вот некоторые из фраз:

  • Перемени роли инструментов; // Change instrument roles
  • Нам нужны дырки? // Do we need holes?
  • Простое вычитание; // Simple subtraction
  • Прислушайся к спокойному голосу; // Listen to the quiet voice
  • Повторение — форма изменения // Repetition is a form of change
  • Прервись; // Take a break
  • Прими совет; // Accept advice
  • Ты не стыдишься использовать собственные идеи; // You don’t have to be ashamed of using your own ideas
  • Ты инженер. // You are an engineer

ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — самая «научная» из известных методик. Она была разработана Генрихом Альтшуллером в 1946 году, а потом развита и доработана его коллегами и последователями. Создатели методики поставили задачу разработать способ находить решение проблемы без перебора многочисленных вариантов, а сразу переходя к сильным решениям. В основу положено три принципа. Первый — объективность законов развития систем. Значит, сильные решения — такие, которые соответствуют этим законам. Второй — принцип противоречий, которые под влиянием внешних факторов появляются, обостряются и разрешаются. Сложность проблемы — в явных и скрытых противоречиях. Значит, сильные решения — это такие, что преодолевают противоречия. Третий принцип — принцип конкретности. Каждый класс систем и его представители имеют свои особенности, определяющиеся внутренними и внешними ресурсами, а также конкретной ситуацией. Значит сильное решение — такое, что учитывает эти особенности. Итого, при переборе вариантов можно сразу отбрасывать такие решения, что не соответствуют законам развития систем, не решают противоречия или не учитывают конкретные особенности. Ничего не понятно? Что ж, наука не бывает очевидной.

Мозговой штурм

Относить мозговой штурм к методикам как-то даже странно, насколько это, казалось бы, банальный способ: ну собраться, обдумать. На самом деле, все не так просто. Этот подход был предложен в сороковые годы прошлого века американцем Алексом Осборном. Идея была в том, что правильное решение может быть отброшено на этапе придумывания как очевидно не подходящее. И в этой оценке может быть ошибка. Поэтому нужно разделять процессы придумывания и оценки. Правильный мозговой штурм — когда группе из 4-10 человек сообщается проблема, которая требует решения. Затем они стараются накидать как можно больше идей. Основное правило — запрещено критиковать сколько угодно безумные идеи, даже улыбаться нельзя. Наоборот, их нужно поддерживать и развивать. А анализом и отбором нужно будет заниматься на следующем этапе, этапе анализа. Но главное, что во время придумывания ничто не мешало, а наоборот, стимулировалось творчество.

Шесть шляп // Six Thinking Hats

Эдвард де Боно предложил термин «латеральное мышление» в противоположность обычному, «вертикальному» мышлению. То есть нестандартное, обходное. Он писал: «Вертикальное мышление необходимо для углубления уже имеющейся ямы. С помощью латерального яму копают на новом месте». Пример разработанной им методики — «шесть шляп», когда умственная деятельность раскладывается на несколько параллельных направлений, которые вместе дают цельную картину. В групповой работе можно надеть на шестерых участников обсуждения цветные шляпы (пусть условно), обуславливающие их поведение.

  • Белая шляпа — как по учебнику. Опора на факты. Что мы знаем, что неизвестно, как это выяснить?
  • Черная шляпа — все в черном свете. Все подвергать сомнению, быть нигилистом, искать малейшие неувязки, придираться ко всему.
  • Желтая шляпа — видеть во всем солнечную сторону. Во всем есть свои положительные стороны, надо рассмотреть идеи в таком свете.
  • Зеленая шляпа — креативности зеленый свет. Придумываем, ищем альтернативы, открываем возможности.
  • Красная шляпа — огонь интуиции. Отношение к теме, чувства, невысказанное и витающее в воздухе — вот что надо собрать.
  • Синяя шляпа — человек в форме. Управляет процессом, координирует работу. В общем, ведущий. Ему и итоги подводить.

Кстати

Изобретатели изобрели себе целых три праздника

В разных странах празднование Дня Изобретателя приурочено к разным событиям и, соответственно, проходит в разное время. «Профессиональный» праздник Аргентинских изобретателей — 29 сентября — отмечается с 1986 года в честь дня рождения Ласло Жозефа Биро, изобретателя шариковой ручки.
Американцы празднуют День Изобретателя 11 февраля, в честь дня рождения Томаса Эдисона.
Германия, Австрия и Швейцария чествуют изобретателей 9 ноября, в день рождения голливудской актрисы Хайди Ламар. В середине прошлого века эта кинодива была признана «Самой красивой женщиной XX века», именно с нее Уолт Дисней рисовал мультипликационную красавицу — Белоснежку. Удивлены, в чем немцы увидели связь Голливуда и изобретений? Все просто, в 1940 году Хайди и ее муж, композитор Джордж Антейл предложили использовать широкополосную радиосвязь для управления торпедами. Именно этот патент стал основой столько распространенного сейчас широкополосного метода передачи данных.

Оставить комментарий

Можно использовать следующие HTML тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>